Положение о психолого-педагогическом сопровождении

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

МБОУ “Гимназия №7”.

 

1. Общие положения.

            Социально-педагогическая служба гимназии ориентирована на объединение педагогических воздействий гимназии и окру­жающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, по­зитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной админи­страции, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи учащимся в про­цессах становления и развития его личности.

Принципами деятельности социальной службы являются следующие.

  1. Личностный подход к ребенку, реализуемый в формуле: любить, понимать,
    принимать, сострадать, помогать.
  2. Оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем,
    формирование деятельностного принципа “сделай себя личностью сам”.
  3. Объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизне­-
    деятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзя-­
    тых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных
    черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).
  4. Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и
    налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспита­-
    ния (администрации лицея, педагогов, родителей,  врачей, психологов, юри­-
    стов, местными и федеральными властями) для быстрого нахождения средств
    квалифицированной помощи.
  5. Неразглашение информации о ребенке и его семье.

2. Основные функции социальной службы.

Диагностическая функция: изучение и оценивание результатов особенностей деятельности личности, микро-коллектива, школьного коллектива в целом, нефор­мальных объединений молодежи, в которых участвуют учащиеся гимназии, степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков.

Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследова­ний прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.

Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции пове­дения школьников, педагогов, родителей.

Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих их влияние на личность, коллектив, учебно-воспитательный процесс в гимназии.

Защитная функция: обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей и подростков. Представление интересов детей в различных инстанциях (суд, про­куратура и т.д.).

Опекунская функция: организация питания, медицинского обслуживания, выравнивающей компенсационной работы с определенной группой учащихся, продление времени пребывания детей в гимназии (продленная группа), в окружении детей заботой в каникулы, опекой нуждающихся в различных формах материаль­ной, медико-педагогической помощи.

Организаторская функция: организация социально-значимой деятельности, разумного досуга детей и подростков в открытой среде. Включение семьи и обще­ственности в воспитательный процесс. Построение демократической системы от­ношений детей и взрослых.

 

 

 

3. Структура социальной службы.

 

Руководство социальной службой школы осуществляет зам. директора по ВР, кото­рый подчиняется директору.

Внутришкольная служба социальной заботы о детях (Заместитель директора по ВР, социальный педагог гимназии, классные руководители, воспитатели ГПД, старший вожатый, учителя-предметники, педагоги дополнительно­го образования,, координатор по профориентации, руководитель НОУ, руководитель МО классных руководителей)                                                                                                             

Психологическая служба (психологи и логопед);

Медицинская служба (врач,  учителя по физическому воспитанию и ОБЖ).

4. Задачи подразделений.

Внутришкольная служба социальной защиты. Работа социально-педагогической службы гимназии регламен­тируется данным положением. Классные руководители, воспитатели ГПД бе­рут на себя значительную часть опекунской функции школы: организацию детско­го питания, помощь малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влия­ния семьи на ребенка, связь и общение с родителями учащихся класса (консульта­ции, организация помощи), индивидуальную работу с “трудными” детьми класса.

Классные руководители и социальные педагог (каждый в своей среде дея­тельности) помогают друг другу лучше понять ребенка, сочетать индивидуальные и коллективные методы воспитания.

Классные руководители осуществляют связь с семьей и педаго­гическое просвещение родителей, изучают социально-бытовых условия учащихся, исследуют реальные учебные возможности учащихся с дальнейшим  программированием и коррекцией их развития, отвечают за всеобуч, работают над повышением уровня воспитанности и выполнением Устава школы, ведут классную документацию, координируют деятельность педагогов- предметников в своем классе, совместно с ученическим и родительским активами, организатором досуга организуют и проводят общешкольные мероприятия.

В тесном контакте с классными руководителями работает социальный  педагог гимназии. Социальный педагог гимназии консультирует и оказывает помощь непосредственно в гимназии, организует взаимодействие  с территориальными социальными  службами: СОЦ, ОДН, ОО и П  и др. Социальный педагог осуществляет работу по профилактике дезадптации и правонарушений у учащихся гимназии. Под особым контролем социального педагога находятся трудные подростки и дети  “группы риска”. Социальный педагог осуществляет работу с неблагополучными семьями, дифференцирует семьи на типы, диагностирует межсемейные отношения, организует различные виды деятельности детей совместно с родителями, обеспечивает защиту семей и личности, пропагандирует педагогические знания. Социальный педагог совместно с  другими педагогическими работниками гимназии разрабатывают способы личностного и общественного воздействия и взаимодействия с учащимися в их среде, в организации всех сфер детской жизни, формирования нравствен­но-эстетической позиции  личности учащегося при проведении диагностических срезов, опросов, анкетирования, выработки методов    коррекции.

Организатор внеклассной работы (старшая вожатая): способствует развитию и деятельности детско-юношеского объединения, оказывает помощь в программировании его деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности, демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся, планирует и организует каникулярный отдых учащихся и досуг.

Координатор по профориентации: планирует и организует совместно с завучем по воспитательной работе основные  направления деятельности  по профориентации,      целенаправленной   деятельности учащихся по подготовке к сознательному выбору профессии, а также - мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам профориентационной деятельности

Психологическая служба. Психолог проводит диагностику интересов и способностей, прогноз и конструирование индивидуального развития, коррекцию обучения и воспитания, психотерапевтическую помощь, психологическое просве­щение и консультирование Психолог участвуют в планировании и анализе об­щешкольных мероприятий, всех педагогических советов, ведет учет и диагностику трудновоспитуемых, выходит на проблемы создания благоприятного психологиче­ского климата в коллективе. Логопед проводит диагностику и коррекцию нарушений устной и письменной речи у учащихся; содействует полноценному личностному, интеллектуальному и профессиональному развитию детей на каждом возрастном этапе,  оказывает своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями, консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения; работает в тесном контакте с учителями, посещает уроки; строго соблюдает принципы педагогической деонтологии.

Медицинская служба ставит своей задачей отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Проводятся углубленные осмотры учащих­ся, формирование физкультурных групп, заполнение листов здоровья в классных журналах, создание групп корректирующей гимнастики, контроль за санэпиднадзором учащихся, проверка уроков физкультуры, уроков труда, ГПД, питания уча­щихся в столовой, наблюдение за карантинными классами, санпросветработа с детьми, родителями, учителями.

 

 

Функциональные обязанности и  направления работы  специалистов в рамках  социально-педагогической службы.

 

Классный     руководитель

 

Администрация

 

Социальный   педагог

 

 

Педагог-предметник

1. Совместное  с психологом и

1. Организация условий

1. Совместное с психологом  и

1.Формулирование запросов запросов запросов запросов

социальным педагогом

для работы психолога и

другими  пед-ми  работниками

к психологу и соц.педагогу

планирование

социального педагога

планирование 

на консультацию,

различных программ

с детьми, родителями

различных программ

совместное

и отдельных

        и педагогами

и отдельных

проектирование

мероприятий в работе

 

мероприятий в работе

работы, работу

с классом, отдельными

 

с детьми и их семьями

с отдельными детьми

детьми и родителями

 

 

 

2. Совместная с психологом  и

2. Участие в планировании

2. Организация

2. Участие в разработке

социальным педагогом

             основных 

взаимодействия

и реализации

разработка и реализация

учебно-воспитательных и

психолога с семьей

совместных психолого-

развивающих

коррекционно-развивающих

по запросу одной

педагогических

и просветительских

программ

из сторон

программ работы

программ работы

      и мероприятий.

     Обеспечение

с отдельными детьми

с детьми и родителями

Содействие их  реализации

кофедициальности, защиту

и классными

 

 

семей и личности

коллективами

3. Организация условий

3. Согласование и утверждение

3. Участие в проведении

3. Участие в мониторинга

(время, помещение,

программ работы специалистов

мониторингов

эффективности

организация встречи)

с детьми, педагогами

эффе кти в н ости

учебно-воспитательных

для проведения

и родителями.

учебно-воспитательноой

и развивающих

пси-гом и соц. пед-ом работы

Содействие  их реализации.

работы

       программ

с детьми и родителями

 

 

 

4. Участие в мониторингах

4. Контроль

4. Участие в консилиумах,

4. Применение

реализуемых на классе

за применением

сбор необходимой

в собственной

и с отдельными детьми

психолого-педагогических

информации.

деятельности

учебно-воспитательных

рекомендаций другими

        Пропаганда

психолого-педагогических

программ

специалистами лицея,

педагогических знаний

рекомендаций,           

 

за деятельностью

 

касающихся класса

 

педагогических работников

 

и отдельных детей

5. Участие в консилиумах,

5. Организация

5. Применение

5. Участие в консилиумах,

сбор необходимой

взаимодействия

в собственной

сбор необходимой

информации

различных специалистов

деятельности

информации

Работа по  повышению

лицея в решении

психолого-педагогических

 

уровня воспитанности уч-ся

социально-педагогических

рекомендаций,

 

Организация родительского

проблем и задач

касающихся класса

 

всеобуча

развития отдельных

и отдельных детей

 

 

детей и ученических

и их семей

 

 

коллективов

 

 

6. Применение

 

6. Сопровождение семьи

 

в собственной

 

в процессе работы

 

деятельности

 

с другими

 

психолого-педагогических

 

специалистами '

 

рекомендаций,

 

 

 

касающихся класса

 

 

 

и отдельных детей.

 

 

 

Формулирование запроса

 

 

 

психологу и соц.педагогу

 

 

 

на работу

 

 

 

с индивидуальными

 

 

 

'   проблемами детей

 

 

 

и их родителями

 

 

 

 

4.Заключиельное положение.

 

4.1.Все выводы и заключения социального педагога, психолога, логопеда носят рекомендательный характер. Могут использоваться на заседании ПМПК

4.2. Документация СПС ведется в соответствии с должностными инструкциями специалистов, входящих в состав СПС

4.2. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения директором гимназии.